Историк дизайна Санькова призвала делать яркие акценты в нейтральных интерьерах

Историк дизайна Санькова призвала делать яркие акценты в нейтральных интерьерах

Евгений Еремеев Директор Московского музея дизайна Александра Санькова в третий раз выступает экспертом на Московской неделе интерьера и дизайна. В интервью «Газете.Ru» она рассказала, почему сейчас самое подходящее время для продвижения отрасли в России, отчего у нас так любят вычурные интерьеры в барочном стиле и какие тренды будут актуальны в ближайшее время.

— Московская неделя интерьера и дизайна прошла уже в третий раз. В чем ее глобальная идея?

— Мне кажется, сейчас для дизайнеров и тех, кто продвигает в нашей стране все с этим связанное, такие мероприятия очень важны. Любые инициативы нужно поддерживать — наступил час икс, когда появился интерес к дизайну со стороны государства, и нельзя этот момент упустить. Мы должны вместе — и с государством, и с частным бизнесом — объяснять, что такое дизайн. Участвовать во всех мероприятиях, продвигать и помогать. Как говорится, делать что можешь, и будь что будет.

— Предыдущие Недели помогли участникам получить новые заказы, продвинуться?

— Дизайнеры получили довольно хороший пиар. К тому же участие в Неделях бесплатно, что тоже очень приятно — не всегда есть возможность выставиться на крупной площадке. У дизайнеров же не так много денег: им нужно тащить производство, размещать заказы в ситуации, когда то есть материал, то нет материала. Поэтому даже если нет прямого заказа сразу после выставки, даже если нет мгновенного ответа, все равно люди узнают, что в России есть дизайнеры, понимают, что есть неплохие альтернативы брендам, которые ушли из России, понимают, что дизайн вообще — это не что-то элитарное или что-то очень дорогое, доступное не всем.

Я вижу много движения, помимо Недели дизайна, наблюдаю, как производители начинают объединяться, устраивать конкурсы, находить дизайнеров, чтобы делать большие серии, запускать массовое производство. Сейчас есть запрос. Вот эта неделя — ответ на запрос общества и запрос дизайнеров, чтобы им помогали.

— В этом смысле, наверное, помогает и Московский музей дизайна — там же тоже выставляются работы современных дизайнеров?

— На выставке «История российского дизайна. Избранное», которая проходит в Новой Третьяковке, мы показываем кураторский отбор. Мы собираем лучшее, от каждого дизайнера по одному предмету. И все время ротируем выставку — она обновляется каждые три месяца.

Что-нибудь новенькое нашли — и через три месяца поставили. Сейчас у нас выставка проходит в коллаборации с Яндекс Музеем — она про технологии. До этого у нас была экспозиция с Московской неделей интерьера и дизайна, современные дизайнеры тогда вошли во все разделы — мы совмещали авангард с авангардом, когда видели, что автор был вдохновлен периодом 20-х — 30-х. Мы обставили советский раздел, чтобы людям были видны эти параллели: наша история влияет на современный дизайн.

Выставка «История российского дизайна. Избранное»

Евгений Еремеев

— То есть идея ваших выставок — про параллели?

— Да. Например, мы выставляем то, что было создано экспериментально, — и то, что пошло в массовое производство. Мы исследуем этот феномен, когда придумана очень классная вещь, но выпускать ее не стали. Почему не стали? Что хотели выпускать? Что производилось массово, а что — в одном экземпляре?

— На ваш взгляд, Музей или Неделя дизайна могут развить вкус?

— Да, мы все-таки действительно развиваем эстетические представления людей о том, каким должен быть интерьер, каким должен быть дизайн в нашей стране. Но российский вкус — пока что плохой.

— А что с нашим вкусом не так?

— Я долго об этом думала. Почему мы любим золото, кренделя? В первые годы после Революции началась и культурная революция. И по декрету Ленина были открыты как музеи Эрмитаж, Царское Село, чтобы рабочие, крестьяне, солдаты, матросы посмотрели на то, как жили до Революции эксплуататоры. В музеи был бесплатный вход. И получился обратный эффект — люди приходили и говорили: «Вот это да, вот это красота».

У меня такое ощущение, что когда пришли 90-е, наши внутренние матросы, рабочие, крестьяне вырвались наружу и вспомнили, что в детстве ходили с классом в Эрмитаж. И те, кто мог, сделали себе фрески со своими портретами и малахитовые комнаты, стали заказывать итальянскую мебель — в Кремле же всегда была итальянская мебель.

— У меня подруга-художница в начале 2000-х на заказ расписывала двери барочными фигурами.

— Мои друзья-художники из Строгановки в пятиэтажках, в панельных девятиэтажках постоянно писали облака, ангелочков!

— Приход IKEA в Россию в 2000 году мог повлиять на массовый вкус?

— На излете советского периода нашей истории у нас была стандартизация, унификация, которая всем надоела. И вдруг в какой-то момент появилась свобода, все повыкидывали свои стенки — прекрасные стенки, качественные, — и купили такие же, только другого цвета, от IKEA. Тоже — секционные, унифицированные стенки. Но только с другими ручками и другим цветом.

Мой папа, советский инженер, сказал: «Никакой IKEA я покупать не буду. Потому что это у меня массив дерева. Я знаю, что эта мебель — качественная, и я никуда ее не повезу». В результате мы пошкурили, покрасили, поменяли ручки — у них стоит абсолютно идеальный, как будто бы новый гарнитур дома.

— Зато там можно было полностью обставить квартиру.

— Ну, гипермаркеты у нас остались, а кроме того есть производители IKEA, которые продаются на маркетплейсах. И в гипермаркетах они тоже есть. Я недавно узнала, что эти заводы сейчас объединяются и будут выходить большим гипермаркетом. Проблема в том, что дизайн-то — IKEA. Сейчас ко мне пришли производители — они дружат с теми заводами, которые на IKEA работали, — мы будем делать для них конкурс с мебельными дизайнерами. Они понимают, что нужно что-то менять, что будут проблемы с авторским правом.

Выставка «Что такое дизайн?»

Евгений Еремеев

— У Московского музея дизайна до сих пор нет своего помещения — вы базируетесь в Новой Третьяковке. Вам хотелось бы иметь свое здание?

— Я бы хотела, чтобы был большой государственный музей дизайна с хорошей коллекцией. Такие есть в каждой стране. А я делаю, что могу, как частный музей, частное учреждение культуры «Московский музей дизайна». Пока есть силы, я буду работать, сейчас мы резиденты Новой Третьяковской галереи. Кстати, у нас сейчас очень хорошая выставка для детей — «Что такое дизайн?». На примере одного дизайнера и одного предмета мы объясняем, что такое веб-дизайн, что такое графический дизайн, что такое фэшн-дизайн. Там есть модераторы, которые проводят бесплатные экскурсии, — к ним можно записываться.

А что касается здания — конечно, я хочу, чтобы оно было. Мне кажется, для Музея дизайна подошла бы фабрика-кухня. Вот есть на Ленинградке фабрика-кухня — идеальное место для нас было бы. Дизайн — это же все, что вокруг нас, это материальная культура, поэтому можно делать бесконечное количество выставок, бесконечно пополнять коллекцию, делать исследования, публикации, снимать кино. Это абсолютно нераскрытая тема у нас.

— Ваш любимый период советского дизайна?

— Мой любимый период — это 60-е, когда была создана система советского дизайна и при всех министерствах и государственных комитетах появились институты дизайна. Тогда открываются отделения промышленного дизайна в крупных городах — в Свердловске, Ленинграде, Москве. В 60-е годы мы понимаем, что такое проектная культура, что в создании любого предмета — и в легкой промышленности, и в тяжелом машиностроении— обязательно должен участвовать дизайнер. Это интересный, неисследованный период.

Мне, к счастью, удалось познакомиться с большим количеством советских дизайнеров, которые как раз и подарили мне свои архивы и поддерживают музей как волонтеры, помогают нам описывать предметы и постоянно нам дарят какие-то интересные вещи. После развала системы в 90-е годы они сохранили очень много материала. Часть его постепенно перешла в музей, за что я им очень благодарна.

— Как получилось, что советский дизайн — как минимум в интерьере — развивался в одном направлении с западным?

— Существуют общие тренды в мире, и все дизайнеры общаются друг с другом. Почему я люблю 60-е? Потому что появилась открытость. Наши институты, такие как ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, — выписывали все западные журналы, все статьи переводились. Наши советские дизайнеры участвовали в международных выставках и проводили огромное количество международных выставок в СССР. Был обмен — и, конечно, тенденции проникали.

И потом, очень сильно влияют на развитие дизайна новые материалы. Когда появился пластик, начали все делать из него. Когда появились новые химические красители в 50-60-е, все стало очень ярким. Но что еще было хорошо в 60-е — тогда появился наш отечественный дизайн. В послевоенный период и в 30-е часть вещей копировалась. Не было своей школы дизайна, было проще какие-то вещи, как говорили, осваивать. А в 60-е после создания ВНИИТЭ, Института мебели — много разных институтов открылось в 1962 году — родился аутентичный советский дизайн. Это было время Оттепели, надежд, было все легкое, появилось жилье нового типа.

— Нужно ли современным дизайнерам знать историю советского дизайна?

— На месте современных дизайнеров я бы посмотрела в историю. На то, что делали конструктивисты, например. Их минимальные жилые ячейки — это, в принципе, очень созвучно тому, что строят наши девелоперы. Студии в 18 метров — это такие минимальные жилые ячейки, которых конструктивисты представить себе не могли!

Кстати, и конструктивисты, и дизайнеры 60-х годов всегда говорили о разумном потреблении, об экономии ресурсов и вторичном использовании материалов. Они создавали складную мебель — кресла-кровати, диваны-кровати, столы, которые раскладывались, перегородки для зонирования помещений.

Сейчас у нас опять — малогабаритное жилье, идеи разумного потребления. Этот цикл повторяется. И экономические трудности, заметьте, тоже.

В эпоху авангарда в 20-30-е годы заводы не могли работать из-за санкций. Нам не завозили, например, присадок для керамики и фарфора, печи нечем было топить, была ужасная ситуация, и что-то вообще произвести — это был героизм. В 60-е страна только-только после войны оправилась, нужно было перезапускать оборонные производства на гражданскую продукцию, чтобы улучшать качество жизни. Может быть, это такая наша парадигма: перемены и выход из зоны комфорта заставляют придумывать новые решения и работать с двойной силой. И сейчас как раз такое время.

— Можно сказать, основными трендами сейчас будут вторичное использование материалов и мебель-трансформер?

— Да, я думаю, что сейчас многие хотят, чтобы детская кровать выдвигалась, — например, когда нужно в одной комнате трех детей поселить. Плюс вторичные материалы и разумное потребление.

Кстати, что такое разумное потребление? Это покупка качественных вещей. Это касается не только потребителей, но и производителей. Они должны делать качественные вещи, не думать о том, что кровать должна быстрее сломаться — чтобы купили новую. А, между прочим, так IKEA делали, наши российские дизайнеры предлагали им проекты, но им сказали: «Ваша вещь очень долгосрочная, у нас не должна жить вещь дольше трех лет».

— Современные дизайнеры очень часто создают серые нейтральные интерьеры. Это тоже мода?

— Мне кажется, в сером, белом и черном нет ничего плохого, это все прекрасно. Но надо, чтобы были яркие акценты. Панно, зеркала, яркие шторы, какой-то необычный стул, похожий на арт-объект, — все это может быть акцентом. Базовые вещи можно купить на больших мебельных заводах, а на таких выставках, как Московская неделя интерьера и дизайна, можно найти уникальные дизайнерские вещи, о которых ты просто так не узнаешь. Вещи, которые сделают характер, сделают ваш интерьер особенным, уникальным, ни на кого не похожим.

Источник

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *