Несмешная девчонка

Несмешная девчонка

На первый взгляд история о том, как Сельма Блэр сделала карьеру в кино, похожа на сказку про сбывшуюся американскую мечту. В двадцать лет, приехав в Нью-Йорк из Мичигана, она жила на пособие Армии спасения –, а теперь она востребованная актриса и счастливая мама. В действительности внезапного взлета и волшебного везения не было — по-настоящему ее карьера сложилась к сорока годам, в ней были «ударные» роли, но случались и проходные, и вторых было куда больше.

Безусловной удачей стало ее участие в 2001 году в фильме «Сказочник» любимца интеллектуалов Тодда Солондза, певца страха, тревоги и депрессии. Спустя десять лет Сельма Блэр снова играет у Солондза в фильме «Темная лошадка» — ее героиня, заторможенная девица со странностями, становится объектом романтического интереса такого же странного инфантила, который на четвертом десятке живет с родителями.

Сельма Блэр ко всему приходила поздно: первое замужество — в тридцать два: ее спутником жизни на два года стал рок-музыкант Ахмет Заппа, сын легендарного Фрэнка Заппы. Первый ребенок — в тридцать восемь лет: с его отцом, дизайнером Джейсоном Блейком, Сельма до сих пор не связана узами брака.

Но в том, что касалось выбора амплуа, она определилась сразу: «Меня нельзя назвать шикарной, да и на звание сексуальной я не претендую — я же худая, с маленькой грудью, не то что роскошные красотки из Калифорнии! Поэтому изображай я гламурную диву, это выглядело бы смешно».

Она дебютировала в двадцать лет, и ей сразу удалось зацепиться в кино и на телевидении, но дебют — понятие относительное. Существуют формальные дебюты и дебюты подлинные — роли, которые заставляют публику заметить актера. Такой роли Сельме пришлось ждать три года.

Ее настоящим дебютом стал фильм «Жестокие игры» (1999), построенный на остроумном приеме: режиссер Роджер Камбл перенес действие куртуазного романа «Опасные связи» в современную обстановку и превратил персонажей в юных выпускников колледжа. Сельме досталась роль комической инженю, глупенькой жертвы соблазнителя, которая из тщеславия верит его пустым обещаниям, — и зрители ее запомнили.

Блэр сразу же закрепила успех в молодежной комедии «Блондинка в законе» (2001). На пробах ей всегда говорили, что она выглядит слишком грустной и для молодежных комедий ее типаж совсем не годится. Она доказала обратное в роли вечно нахмуренной скучной зубрилы из Гарварда, которая уводит парня у милашки блондинки Риз Уизерспун, ведь ему «нужна умница Джеки Кеннеди, а не пустышка Мэрилин Монро».

Определившись с амплуа, Сельма Блэр стала отдавать предпочтение драматическим ролям, но и комедии не пропускала. И выбирала самые отвязные, будто продолжая настаивать, что ее типаж для них — самое то. Она рискнула появиться даже у «короля безобразий» Джона Уотерса в трэш-комедии «Грязный стыд» (2004). Ей досталась роль Каприс — секс-бомбы и нимфоманки с огромной грудью, которую родители запирают в комнате, чтобы та не сбегала танцевать стриптиз. Не всякая актриса согласилась бы предстать в таком гротескном виде: с накладной латексной грудью величиной в два школьных глобуса.

Но подобную отвагу она проявляла всегда, как в комедии «Милашка» (2002) с необычным для женских фильмов обилием дерзкого мальчишечьего юмора. В одном из эпизодов Сельме пришлось изображать конфуз во время любовной сцены. Оральный секс с партнером у ее героини кончается вызовом скорой помощи — она не может разжать челюсти. Чтобы помочь ей расслабиться, подруги решают, что ей надо спеть. И вот уже целый хор из доброхотов, столпившихся вокруг, исполняет романтическую балладу, пока Сельма комически пыхтит и от бессилия хлопает глазами.

После премьеры «Милашки» интервьюеры задавали ей каверзные вопросы: как, по ее мнению, оценит эту сцену ее мать? «Знаете, — ответила Сельма, — я думала об этом, еще когда снималась в откровенной сексуальной сцене в „Сказочнике“ у Солондза. Мама поддержала меня. И не только потому что я ее дочь, но и потому что она любит фильмы Солондза. Она человек широких взглядов».

У Солондза Сельма также сыграла умницу — студентку литературного семинара, которая переспала с тщеславным преподавателем и превратила этот опыт в рассказ. Роль умницы стала ее амплуа и в обычной жизни. Она никогда не робела на интервью, умела отшутиться в ответ на не слишком удачные вопросы или тактично их обойти, не капризничая и не раздражаясь — как настоящая профессионалка, всегда улыбчивая, понимающая, что шоу-бизнес — это отдушина и развлечение для других, а для нее — работа.

Настоящий карьерный прорыв случился у Сельмы Блэр в 2004 году, когда ей досталась роль в фантастическом ужастике «Хеллбой». Героиня комикса, грустная нервная девушка, вспыхивающая огнем, когда расстраивается, — роль подруги Хеллбоя Лиз надолго стала визитной карточкой Сельмы и дважды принесла ей успех — в оригинальном фильме и в последовавшем в 2008 году сиквеле.

Ее фан-клуб, определенно, пополнился, но солировать ей все равно удавалось нечасто, она оставалась прежде всего актрисой ансамбля и переиграла бессчетное количество ролей второго плана. Если локомотивом в карьере стала главная роль — считай, повезло, но случается и так, что актерский потенциал раскрывается в полной мере далеко не сразу: не всем написано на роду играть Гамлета или Офелию. Но если актриса хороша даже в самом стандартном ужастике, где амплуа часто сводится к определению «громко визжащая девушка», — значит, она вообще может многое.

Приняв участие в юности во франшизе «Крик-2», Сельма и позже никогда не пренебрегала старыми добрыми фильмами ужасов, сыграв ту самую визжащую девушку в «Тумане» (2005) по роману Стивена Кинга и оголтелую преступницу в британском триллере «WAZ: Камера пыток» (2007). Ее талант заключался не в том, чтобы лавировать, отказываясь от невыгодных проектов, а в том, чтобы вытягивать даже на первый взгляд незначительные роли.

В триллере «Площадь Колумба» (2012) она снова показала, что может отлично держать на себе жанровый фильм, где роль представляет собой не полноценный характер в развитии, а состоит из набора штампов. Ее героиня — типичная девушка трудной судьбы, сбежавшая из дома дочь миллионера, живущая под чужим именем. Она страдает агорафобией, никогда не выходит из квартиры и поначалу кажется хрупким, беспомощным существом, со всех сторон окруженным преступниками и мошенниками, охочими до ее огромных денег. Но в финале она вновь оказывается умницей, одолевшей всех и вся, даже не выходя из запертой квартиры.

Сельма Блэр прошла долгий путь, прежде чем дослужилась до главных ролей, качественный скачок в ее карьере случился не в одночасье, а потому она никогда не чуралась ни скромного участия в ансамбле, ни малобюджетных инди-фильмов, неизменно демонстрируя даже в самой крошечной роли сильный потенциал.

В «Ночи белых штанов» (2006), очаровательной комедии санденсовского формата, стоившей смешные по голливудским меркам деньги, она сыграла одержимую карьерой девушку, которая хочет бросить бойфренда, узнав, что он наркодилер, — типичная для нее роль второго плана.

Но годом позже, в драме «Одноклассники» (2007), Сельма уже выступила в качестве главной героини. Ее Пэтти, в студенчестве написавшая книжку талантливых рассказов, но забросившая писательство и успокоившаяся в неудачном браке, вдруг оживает и снова начинает писать, встретив свою первую любовь. Теперь она снова солирует у Тодда Солондза — это тот успех, к которому она пришла медленно, но верно.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *