Особенности кармического воздаяния
О карме, а также о воздаянии за грехи, неблаговидные поступки и добрые дела слышал любой человек, который читал газеты, подключался к виртуальной сети, общался с другими представителями рода людского. Иногда о карме может услышать расстроенный человек при попытках утешения, в других случаях обещания о воздаянии в следующей жизни слышат совершившие какой-либо проступок люди.
Образ кармы и воздаяния за совершаемые поступки окутан ореолом тайны и мистических законов бытия. Личность, говорящая об этих явлениях, представляет себе проводимый богами суд, пейзажи потустороннего мира или ангелов, зачитывающих список прегрешений обидчика. Истинное же истолкование понятия кармы, которое соответствует воззрению буддистов, поражает воображение не связанного с этой культурой человека.
Ведь для буддистов карма выглядит не как суд с участием потусторонних существ, а как причинно-следственная связь. В традиции многих школ буддизма это понятие окутано вовсе не ореолом мистического романтизма, а атмосферой жесткого и реалистичного подхода к вопросу о воздаянии за свершения. В Индии и других землях Востока считается, что кармическое воздаяние за действия столь же неумолимо и естественно для природы, что и действие гравитации или движение электронов. И поэтому надежды на то, что в будущей жизни обидчик родится крысой или деревом не посещают сердца жителей тех территорий, на которых властвует буддизм. Выросшие в восточной культуре люди воспринимают это как данность и остерегаются молить представителей высших сил о мести за свои обиды и расстройства через карму недруга. Для них это естественно, так же, как и само собой разумеется отсутствие желания у европейца молить электричество о нападении на своего обидчика.
И это верно, ведь ни один представитель человеческого рода не может повлиять на карму другого человека. Даже у личностей, достигших нирваны, отсутствует способность к такому воздействию. Они могут повлиять на карму других людей только косвенно, используя собственную жизнь в качестве наглядного и понятного примера.
Карма описывает причинно-следственные связи, касающиеся чувств, намерений, мыслей, устремлений и действий людей. Из-за этого личность, которая верит в законы кармы, знает о том, что хороший поступок не избавляет от ответственности за злодеяние, а совершение плохого поступка не отменяет награду за воплощение благих намерений.
Более того, просить кого-то об ускорении или усилении наказания или вознаграждения бессмысленно, поскольку каждый получит ровно то, к чему могли привести его поступки и намерения. В буддизме любая мысль и действие находит отражение в душе и изменяет её характеристики. Благодаря такому подходу необходимость проведения судебного процесса, в котором бы участвовали потусторонние существа, исчезает. Ведь вся нужная информация присутствует в самой душе, влияет на её качества, а уже свойства души определяют то, в каком теле и в каких обстоятельствах она воплотится вновь.
Карма это всего лишь определение сложной системы причинно-следственных связей и взаимодействий, в которых участвует определенная личность. Благодаря этому страдания, которые были самостоятельно причинены человеком себе, приравниваются к агрессивным действиям, которые были совершены по отношению к кому-либо другому. Воздаяние за убийство, настигшее личность из-за приведения в действие законов кармы, будет равнозначно воздаянию за самоубийство. Ненависть к себе, согласно воззрениям буддистов, приведет к таким же последствиям, что и ненависть к склочному соседу или кому-либо другому.
Никто не может избежать действия причинно-следственных связей, но законы кармы можно понять и соблюдать их. Понимание законов кармы и построенная в соответствии с ними жизнь приводит к избавлению от страданий и достижению гармонии с самим собой и вселенной. Особенность этой системы заключается в том, что любой человек, пожелавший соблюдать законы кармы, должен избегать попыток изменить чужую жизнь и стремиться к трансформации своего собственного существования.