Концепции прощения в современном и изначальном понимании
Духовное совершенствование часто путают с раскрытием собственных талантов, с обучением какому-либо ремеслу и избавлением от деструктивных моделей поведения. В уже полузабытой древности такой подход был бы естественным, поскольку религиозное воззрение включало в себя описание социальной нормы поведения, правила приготовления пищи и рецепты блюд, уголовный кодекс тех времен и касающиеся самых разнообразных сфер деятельности предписания.
На заре развития общества различные системы верований заменяли комплекс образовательных учреждений, были тесно связаны с законодательными и правоохранительными органами, а жрецы готовили лекарства и занимались врачеванием, участвовали в судебных процессах и предотвращали беспорядки в кланах и городах. Сейчас духовное совершенствование перестало быть единственным способом поддерживания порядка в социуме, но сознание сотен современных людей до сих пор тесно связано с различными системами верований.
Благодаря этому часто можно встретиться с требованием соблюдать предписания и вошедшие много веков назад в обиход афоризмы, которые на самом деле относятся не столько к общественной культуре, сколько к эзотерике и духовному росту.
К предписаниям такого рода относится требование прощать врагов и неприятелей своих. Сейчас это предписание понимают довольно превратно, поскольку требуют от обиженного несправедливостью человека полностью забыть о содеянном и сохранить свою прежнюю модель поведения, предоставив возможность обидеть себя еще раз. Это не имеет никакого отношения к истинному духовному росту. Изначальная концепция прощения требовала от переживающего несправедливость человека действительно изжить в себе ненависть и желание мести, но не простым подавлением этих чувств, а осознанием их причин. Согласно изначальной концепции, цель считалась достигнутой после того, как человек вспоминал об обиде и несправедливости без боли.
Кроме того, в отличие от современного понимания, проделавшая такую внутреннюю работу личность была не обязана поддерживать отношения с неприятным ей человеком, предателем или сплетником. Предоставление возможности к повторению неприятного инцидента считалось грехом, поскольку в этом случае человек потакал порокам своего недруга. Об изначальном понимании концепции прощения стоит напоминать тем людям, которые исступленно требуют простить предателя, обманщика или совершившего иной проступок человека. И об этом стоит помнить самому, чтобы не приобрести невроз, в основе которого будет лежать подавленное чувство обиды или вины перед самим собой. Ведь прощение в любые времена и в любой культуре в первую очередь означало исчезновение боли, вызванной ощущением собственной слабости.
Вторым самым распространенным предписанием, проникшим в общественную культуру много сотен лет назад, является требование почитать своих родителей, какими бы они ни были, и проявлять абсолютную покорность по отношению к ним. Оно основывается на крылатой фразе, известной всем. Обычно к увещеваниям, главным аргументом в которых является именно эта фраза, прибегают именно родители, требующие от детей абсолютной покорности и выполнения неприемлемых для отпрысков вещей. Подобные люди довольно часто относятся к детям, как части собственного тела или вещам, и считают, что ребенок полностью и всецело принадлежит им до момента смерти. Ирония ситуации заключается в том, что фраза о необходимости почитания родителей стояла перед изречением, требующим от родителей проявления уважения к своим отпрыскам. После этого вступления в первоисточнике шло описание ситуаций, в которых дети могли отказаться от контактов с родителями или ограничить общение с остальными членами семьи. Более того, в оригинальном тексте, из которого народное сознание изъяло фразу о необходимости почитать родителей, отсутствует упоминание о обязательности абсолютной покорности.
Еще одна фраза, которую любят применять в кризисных ситуациях якобы духовно развитые люди, касается описания неизбежности и пользы страданий и душевных мук. Боль, неудобства, физические муки и душевные метания возносятся на пьедестал и перед ними преклоняются. Изречение, ставшее для многих современных жителей этого мира, которые решили посвятить себя духовному росту, изначально несло информацию вовсе не о том, что дорога в Рай к блаженству и успеху выложена кирпичами из боли и неудобств. В те далекие и почти забытые времена слово, ставшее в современном мире синонимом определения боли, означало активную деятельность и труд. И поэтому тем, кто действительно жаждет личного внутреннего роста, стоит отказаться от выполнения рекомендаций, которые предполагают пользу боли и физических мучений для развития личности и достижения высокого духовного развития. Ведь соблюдение этого жизненного правила предполагает вовсе не полное погружение в неудобства кризисной ситуации, а активную деятельность и труды по улучшению своей жизни.
Конечно же, список древних правил и изречений, смысл которых искажен современным общественным мировоззрением, состоит из многих сотен пунктов. Самые же известные и вредоносные концепции, касающиеся прощения, почитания родителей, образа дороги из страданий, которая ведет к Раю и блаженству, представлены в этой статье в их изначальном и конструктивном понимании.
О искажении смысла, которое настигает с течением времени любую правильную мысль и жизненное правило, стоит помнить всем решившим посвятить себя внутреннему росту и духовным практикам людям. Ведь одна из основ любой системы, предполагающей внутренний рост и развитие, касалась запрета подражать кому бы то ни было и рекомендации о самостоятельной оценке любой ситуации.