Что такое эмоциональная одаренность ребенка?

Что такое эмоциональная одаренность ребенка?

Еще не так давно одаренность человека измерялась только с помощью коэффициента интеллекта (IQ). Несмотря на то что эта шкала измерения неоднократно подвергалась критике и нападкам, она не только просуществовала довольно долго, но до сих пор считается основной при определении умственных способностей детей и взрослых.

EQ или IQ

Тем не менее не так давно ученые выяснили, что IQ-тесты не отражают полную картину, поскольку нередко встречается ситуация, когда интеллектуально одаренные люди с коэффициентом, скажем 160, находятся в подчинении у тех, кто по результатам теста набрал всего лишь 100. Также бывают случаи, когда их карьера и вовсе не удается. Ученые предположили, что причина заключается в недостающих качествах.

Дальнейшие исследования подтвердили их догадку: для успеха в жизни важнее интеллекта оказалась эмоциональная и душевная одаренность (EQ). Такие качества как оптимизм, умение ладить с окружающими, способность адекватно реагировать на проблемы и самообладание в жизни куда важнее умственных задатков.

Впрочем, психологи давно предполагали, что именно от эмоциональной одаренности зависит счастье и общая удовлетворенность жизнью. Если говорить о прогнозах, то у детей, наученных правилам общения и контролю своих эмоций, гораздо больше шансов преуспеть в жизни, чем у сверстников-интеллектуалов.

В связи с этим родителям, воспитателям и учителям отводится активная роль: привить необходимые человеческие качества, попутно развивая данные ребенку от природы таланты. Ведь эмоциональная одаренность ни в коем случае не исключает одаренность интеллектуальную.

Теория эмоциональной интеллигентности

Как-то в Соединенных Штатах было проведено интересное исследование уровня самоконтроля, получившее название «мармеладного теста». Группе детей в возрасте 4-х лет раздали мармеладки, предупредив, что они могут их съесть, пока взрослых не будет в комнате. Но если они выдержат и не съедят, то получат в награду еще по одной мармеладке.

По прошествии 13 лет, то есть к моменту окончания школы детьми, участвовавшими в эксперименте, исследователи проанализировали их успехи. Оказалось, что дети, проявившие самообладание во время «мармеладного теста», имели лучшие отметки, но главное, их отличали следующие качества: уравновешенность, ответственность, собранность и даже знание людей.

Однако не все психологи готовы были поддержать теорию эмоциональной интеллигентности, сформулированную профессорами Майер и Саловей, и еще в течение 20 лет спорили о том, что важнее душевные качества или интеллект. Примирил обе стороны доктор Големан, расписав по пунктам понятие «эмоциональной интеллигентности». В него вошли:

    • Правильная оценка собственных чувств в зависимости от ситуации.

    • Способность управлять своим настроением.

    • Умение сопереживать людям.

    • Способность к самомотивации.

  • Умение сотрудничать с другими людьми.


Трудно переоценить важность всех этих навыков и связанных с ними качеств. Но как ребенок может приобрести столь необходимые в жизни способности?

Домашнее задание для родителей

Бесспорно, первыми и главными учителями детей являются их родители. Психологи выделили 3 наиболее частые родительские ошибки. Во-первых, игнорирование чувств детей как не заслуживающих внимание. Во-вторых, позволение детям разжигать в себе отрицательные чувства, вместо того чтобы научить их контролировать. В-третьих, чрезмерная жесткость и неуважение к собственным детям.

Как же должны поступать родители, чтобы воспитать эмоционально одаренного ребенка и, таким образом, заложить фундамент его будущего счастья? Прежде всего, не просто успокоить ребенка, а использовать любое его огорчение в качестве наглядного примера того, как справиться с создавшейся ситуацией конструктивным способом, какие уроки из нее извлечь и указать на качества, которые помогут достигнуть всего этого.

Дети, получающие дома подобные наставления, имеют колоссальные преимущества перед сверстниками. У них лучшая успеваемость, чем у одноклассников с таким же IQ, у них более высокая эмоциональная стабильность и, как следствие, они пользуются популярностью у сверстников и уважением у педагогов. Следует помнить, что эмоциональная одаренность прививается быстрее в раннем возрасте, поэтому, родители, не теряйте времени!

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *