Не нужен нам берег турецкий, да и свой не по карману
Новости с Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT-2023 не радуют, причём это касается как выездного туризма, так и внутреннего. Участники рынка прогнозируют новый скачок цен, хотя, казалось бы, они и так выше некуда.
Так называемый «неорганизованный туризм» — когда граждане сами заказывают и оплачивают отели, покупают авиабилеты и организовывают доставку себя из аэропорта до мест отдыха — практически сошёл на нет. Причина тут проста, она лежит на поверхности: оплатить всё это удалённо, из России, больше нет возможности. Ранее, до 24 февраля 2022 года, никаких проблем не было — эмитированные банками РФ карты VISA и MasterCard принимались по всему миру, оплачивай что угодно и где угодно. Всё это, увы, в прошлом.
«Пластик» системы «Мир» практически нигде не принимают, та же Турция — не исключение. Едва ли не единственным «светом в окошке» остаётся «Райффайзенбанк», но его к лидерам российского рынка банковских карт отнести сложно. Посему тем, кто ранее самостоятельно путешествовал по всей планете, приходится идти на поклон к туроператорам.
«Из-за блокировки российских карт за рубежом россияне стремятся по-максимуму оплачивать туристические услуги здесь, в России, рублями, и чаще обращаются к профессиональным участникам рынка. При этом интерес к самотуризму упал ещё и потому, что клиенты убедились — случись беда, туроператоры быстро вывезут своих клиентов в Россию, а самотуристы предоставлены сами себе. Организованный туризм получил кредит доверия и сейчас переживает подъем», — говорит управляющий партнёр компании «Слетать.ру» Евгений Данилович.
Как несложно догадаться, на этой проблеме делают деньги, причём очень большие. И ориентироваться на цены, означенные на сайтах турецких отелей, больше не стоит. Добавляем к ним примерно 20−30% и крепко думаем. Почти в стиле Гамлета: лететь или не лететь, вот в чём вопрос…
Да, и если лететь — то на чём? Тут тоже не всё понятно. И означенный выше тезис о том, что «туроператоры быстро вывезут своих клиентов в Россию» отнюдь не очевиден.
«С 14 марта прекращено оказание различных услуг самолетам, произведенным в США и находящимся под российско-белорусским контролем. Заправка и сопутствующие услуги запрещены для частных, грузовых, коммерческих, чартерных самолетов или самолетов, произведенных в любой другой стране и содержащих более 25% сырья американского происхождения, если они направляются в Россию и Беларусь», — пишет портал AirportHaber.
Американцы пнули турок, и османы вынуждены были послушаться «большого брата». Причём распоряжение касается не только заокеанских Boeing, но и европейских Airbus. Уже есть списки самолётов, которые запрещено заправлять и обслуживать. И если их попытаться как-то перевести в юрисдикцию иных государств, это ни на что не повлияет. Янки не дураки и не формалисты.
Кстати, письмо турки получили не из вашингтонского Белого дома, а от Минфина США, который возглавляет экс-председатель ФРС Джанет Йеллен. Собственно, это и есть реальная власть в США. Маски сброшены, и банкиры уже ничего не стесняются. Маразматик-президент никого не интересует, это не более чем анекдотическая личность, Америкой сегодня открыто управляют те, кто де факто это делает с декабря 1913 года.
А для нас остаются лишь турецкие авиакомпании, которые неизбежно взвинтят цены. И всякие «сторонние» перевозчики, эти также поднимут стоимость билетов. Более того, у ряда участников туристического рынка вообще есть опасения, что и самим туркам могут запретить летать в РФ. Или попытаться запретить. Янки с их беспардонностью и верой в собственную силу это могут. Да и сила эта, если уж на то пошло, есть.
И может так случиться, что туроператорам будет не на чем вывозить своих клиентов. Чисто физически — по причине отсутствия бортов. Поэтому в нынешней обстановке вообще не стоит рисковать и покидать пределы России. Можно зависнуть за границей надолго, и отдых превратится в самое настоящее мучение.
Да и цены — они продолжат расти.
«То давление, которое оказывается на российский банковский сектор, в первую очередь, влияет на простых граждан. Ведь и карты Union Pay, которые многие так стремились приобрести, также перестают действовать в ряде стран, куда туристы предпочитали летать без наличных. По моему прогнозу, ситуация может ухудшиться к лету и повлиять на конечную стоимость туристического продукта. По всей видимости, дальнейшего роста цен не избежать», — предупреждает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян.
На днях власти КНР объявили об открытии своих границ для туристов — все «короновирусные» ограничения отменены. В Китае, конечно, не тот отдых, не пляжный (за исключением разве что острова Хайнань), но всё равно много всего интересного. Страна дружественная, гостям из РФ там будут рады. Летим?
«Раньше самолетов было сильно больше, например, „Аэрофлот“ летал только в Пекин три раза в день. Сейчас он летает в Пекин три раза в неделю, и это приводит к росту цен. Да, цены будут выше, на сколько — мы пока не знаем. На 20%, или на 50%… То есть надо понимать, что, к примеру, поездка в Пекин будет стоить теперь не 80 тысяч рублей, а, например, 120 тысяч рублей», — говорит владелец туроператора Go China Сергей Седов.
Да, как-то не очень оптимистично… А всё потому, что наши власти позволили полностью уничтожить авиационную промышленность. Более того, сами в этом активнейшим образом участвовали. Самолётов нет, летать не на чем. Как в Поднебесную, так и по стране.
Авиабилеты на внутрироссийские рейсы дорожают, причина та же — нет бортов. Чиновники активнейшим образом «осваивают» бюджеты, обещают к 2130-му (а то и к 2230 году) сделать мифический импортозамещённый МС-21 и «допилить» Sukhoi Superjet New, но дальше слов дело не идёт. А тем временем транспортная доступность в рамках нашей огромной страны становится совсем никакой.
«Сейчас отели России продали не более 15% номеров на лето. Это значит, что ценовые изменения ещё впереди. Отели прощупывают спрос и при необходимости скорректируют тарифы. В среднем цены вырастут на размер инфляции. Пока значительнее всего подорожал отдых в Геленджике — по сравнению с 2022 годом средняя стоимость ночевки поднялась на 18,4%. Для сравнения: в Сочи — на 11,7%», — рассказывает гендиректр туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
На размер какой именно инфляции? Но явно не «нарисованной» росстатовской. Впрочем, эти самые отели могут и вовсе не дождаться отдыхающих, так как помимо проблем с авиацией теперь и на железных дорогах творится странное.
«В связи с проведением масштабных работ по реконструкции железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле сокращается время открытия предварительной продажи билетов с 90 до 45 суток до даты отправления для пассажирских поездов дальнего следования, курсирующих на Ленинградском, Казанско-Рязанском, Киевском, Горьковском направлениях Московской и Октябрьской железных дорог», — предупреждает РЖД.
Предварительные продажи отменены практически по всей стране, на все южные «курортные» направления точно. То есть заранее спланировать свой отдых и купить недорогие билеты на поезда люди не смогут. А покупать билеты в сезон, как это хотят в РЖД, нынче по карману немногим. Да и нет их, этих билетов — в поездах дефицит мест. При этом за 2022 год рост тарифов РЖД на пассажирские перевозки составил аж 18,6%.
В связи со всем вышеизложенным есть большие сомнения, что все заинтересованные стороны — и туроператоры, и отельеры, и авиаперевозчики, и монополисты из РЖД — дождутся вожделенных денег. Отдых становится совсем не по карману гражданам РФ, и итоги сезона-2022 тому наглядное подтверждение. 26% россиян в прошлом году провели отпуск на даче, тогда как в 2021-м таковых было всего 10%. Рост благосостояние электората налицо.