»

Модальность или как лучше понять друг друга

Визуалы
Все без исключения сталкивались с такими моментами, когда собеседник вас не понимает, когда невозможно договориться. В результате самая хорошая идея оказывается нереализованной. Существуют ли какие-то знания, способные помочь человеку убеждать других в своей правоте, не вызывая при этом их негативной реакции и сопротивления, сохраняя прежние хорошие отношения?

Слышали ли вы когда-нибудь такой термин, как нейролингвистическое программирование, сокращенно НЛП? Так называют одно из направлений психологии, которое «традиционная» наука не признает, но практика показывает, что оно эффективно работает в реальной жизни. Основывается НЛП на том, что копирование поведения человека, с которым приходится общаться, как бы подстраиваясь под него, помогает создать гармоничное общение и добиться понимания.

Что такое модальность?


Человек от рождения наделен природой органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. Он использует их для познания мира. Но качественные и количественные показатели получения информации у разных людей отличаются. Зависит это не только от среды, в которой личность растет и развивается, но и от отличий и предпочтений каждого индивидуума. Одни люди усваивают получаемую информацию, увидев своими собственными глазами, других устраивает услышанные объяснения, кому-то нужно пощупать предмет, чтобы его понять. Каждый лучше воспринимает получаемые новые сведения через тот канал восприятия, который для него наиболее оптимален.

Так объясняется модальность, то есть принадлежность человека к той или иной системе восприятия информации: ушами, глазами и так далее. Таким образом, людей разделяют на четыре категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы.

О визуалах и аудиалах


В самом названии уже кроется ответ, что к категории визуалы относятся люди, которые лучше всего обрабатывает информацию, получаемую зрительно. И таких большинство, статистика утверждает, что около 80% всех знаний мы получаем именно таким образом.

Если говорить о речи таких людей, то они достаточно часто употребляют глаголы, связанные со зрением. Что-то доказывая или пытаясь привлечь внимание, они обратятся к собеседнику словами: «Смотри». Речь этой категории людей заполнена яркими образами, они акцентируют внимание на цвете, размере и особенностях предметов, о которых говорят. Потому и информацию лучше воспринимают именно такую.

Аудиалы лучше усваивают информацию, пользуясь слухом. Для них огромное значение имеет голос собеседника. Они очень говорливы, для них не существует риторических вопросов. Они частенько проговаривают мысли про себя. Часто аудиалы обладают музыкальным слухом. И если визуал обращается со словами: «Смотри», то из уст аудиала последует: «Послушай».

Чувствующие кинестетики и понимающие дигиталы


К кинестетикам относят людей, воспринимающих информацию посредством своего тела. Чтобы что-то узнать, в чем-то убедиться, понять, им необходимо пощупать, понюхать. Этой категории людей свойственно прикасаться к собеседнику, они интуитивно выбирают маленькую дистанцию, отделяющую их от визави. Они часто сутулятся, а сидят, немного наклонившись вперед.

Последняя категория людей дигиталы – самая загадочная и самая малочисленная. Им свойственно воспринимать информацию только через ее содержание без эмоций и ощущений. Ими легко воспринимается и усваивается информация через документы, проиллюстрированные графиками и таблицами. Удивляет их способность фиксировать мысль таким образом, чтобы емкий смысл был выражен без лишних слов. Речь дигиталов лишена ярких интонаций, жесты сдержаны. Они предпочитают выдерживать большую дистанцию во время общения.

Зачем нужны эти знания?


Зная, к какому типу восприятия информации относится собеседник, всегда проще с ним наладить контакт. Выбрав тактику поведения в соответствии с модальностью человека, можно найти с ним общий язык. И даже та информация, которая вероятнее всего может вызвать его недовольство и возражения, высказанные на «его языке» будут восприниматься гораздо лояльнее и радушнее. На визуалов произведет впечатление фраза: «Вы увидите, что этот проект откроет нам новые горизонты». Аудиалу ту же информацию можно преподнести: «Нам будут аплодировать и кричать браво, если мы сделаем это».

Кинестетики воспримут изложение идеи в выражении: «Мы сразу ощутим прирост прибыли», а дигиталу преподнести информацию следует: «Мы сможем увеличить заработок на 10%, вот расчеты и график». Правильный подход не замедлит принести свои плоды.
Фото: v-garmonii-s-soboi.ru

Читайте также

5 Комментариев

  • 16 фев
    2014
    Olga:
    если побольше изучить эту тему, то думаю, что можно будет быстро определять тип человека.
  • 26 янв
    2014
    Томас:
    Обычный человек не задумывается над вышеперечисленным. Ему нечто приходит в голову и увиденному конец.
  • 22 янв
    2014
    Марина:
    Все данный принципы были бы полезны учителям в их повседневной работе с учениками.
    Многие из учеников визуалисты, но есть и исключения (аудиолисты и кинестетики). Вот как раз чтобы улучшить их понимание материала и нужно знать данные основы модальности и нлп.
  • 17 янв
    2014
    Вера:
    Я например, лучше всего воспринимаю и запоминаю информацию визуально. Интересно было почитать и про другие типы.
  • 15 янв
    2014
    Ксения:
    Интересно, а есть ли способ с ходу определить, к какому типу восприятия собеседник относится?
Вопрос: Напиток с вещей гущей.