»

Как помочь ребенку обрести друзей

Настоящая дружба
Настоящая дружба – взаимоотношения сродни настоящей любви. Дружба – это то, что вместе с любовью делает жизнь человека наполненной смыслом, яркой и насыщенной. Можно даже сказать, что настоящая дружба – составная часть любви, влечение умов и душ. Человек, который не научился дружить, вряд ли способен и на любовь. А если все-таки он сможет любить и хранить свою любовь, значит, автоматически он научится и дружить. Т.к. любовь без дружбы только лишь на чувственной основе – это не вполне любовь. Поэтому дружба для маленького человека – это не просто способность занять себя и «убить время» с кем-то еще. Это еще и закладывание в нем самых лучших качеств. Ведь невозможно долго дружить с откровенно плохим человеком. Дружба, как и любовь, меняет людей в лучшую сторону, мотивирует их порой на настоящий героизм. Родители, считающие, что друзья в жизни их ребенка – далеко не самое важное - был бы здоров, уроки сделаны и поведение хорошее - глубоко ошибаются. Часто они и сами склонны не доверять людям, до сих пор не нашли гармонию с самими собой, полны комплексов и страхов. И передают детям свои жизненные установки на дружбу, на любовь и отношения в целом и к миру и к себе самим. Люди не стремятся к дружбе, когда воспринимают мир и людей как источник зла. Или потому, что смертельно устают на работе. Им не до «роскоши общения» - быть бы живу. Таким папам и мамам очень важно вовремя переосмыслить свои негативные установки и если себя менять уже поздно, то хотя бы не передавать ребенку свой скепсис циничными и едкими высказываниями на тему любви и дружбы, избегать попыток изолировать его от общения, не злоупотреблять критикой, снижающей его самооценку и т.п.

А что поможет подрастающему человечку выстраивать отношения с окружающими и приобретать друзей и что для этого должны сделать родители?

1. Научить его адекватно воспринимать самого себя. Не считать себя лучше и хуже других, принимать себя таким, какой есть, одновременно мотивируя его, стремится и к чему-то большему. Адекватно воспринимать себя – это также означает, что ребенок не будет пытаться самоутверждаться, обижая других или, напротив, быть мишенью для унижения со стороны своих сверстников. Поскольку у него здоровая самооценка, он не позволит никому обижать себя и сам не станет задирать других. Девочке важно подсказать, как следить за собой, уметь «себя преподносить», быть аккуратной, доброжелательной и воспитанной. Мальчика научить держать свое слово, преодолевать свои страхи, защищать слабых и, если надо, дать сдачи задире. К слову, дать сдачи – это не совет «бить сразу в глаз и как можно сильнее». Напротив, уметь дать сдачи обидчику – это значит применять физическую силу по минимуму и только в исключительных случаях, но так, чтобы до забияки «дошло», что драка – не лучший способ решения конфликта. Хотят взрослые того или нет, но ребенок, особенно мальчик, непременно столкнется рано или поздно с подобной ситуацией. И если он не даст отпор одному назойливому забияке, то потом уже каждый второй будет норовить как-то его задеть, толкнуть или обидеть. Это обычная практика в детском коллективе. А трагедии случаются чаще всего, когда робкий и тихий ребенок, не рассчитав свои силы, впервые в жизни кого-то ударит или толкнет. Лучше постараться научить его не накапливать в себе обиды, а разрешать их сразу же. Если на агрессивного одноклассника не действуют слова, можно применить к нему его же метод. Очень важно подчеркивать сильные стороны ребенка, а какие-то дефекты пытаться сгладить и компенсировать. Тогда ребенок будет расти дружелюбным и уверенным в себе. Ведь агрессия – это замаскированные страхи и комплексы. Счастливые и уверенные дети вряд ли будут обижать более слабых.

2. Создать своему чаду условия для развития. Интересный человек всегда привлекает внимание. С ним хотят общаться. Чтобы ребенок стал интересным человеком, надо помочь ему отыскать свои таланты, наклонности, интересы и развивать их. Чему-то он научится, посещая различные кружки и секции, чему-то можно обучить и в домашних условиях самостоятельно. Чаще всего родители передают свой опыт – умение отлично рисовать, шить, петь или играть в шахматы. Должно быть хоть что-то, что ребенок умеет делать очень хорошо. Это будет лучшей защитой от комплексов, страхов, через которые проходят в свое время почти все дети. Особенно уязвимой становится психика в пору взросления, начиная с 13 лет. Гормональные бури, делают иногда из успешных и уверенных детей закомплексованных, нервных подростков. Какие-то реальные способности и умения, конечно, не сгладят полностью все трудности взросления, но помогут подростку пройти через эти трудности намного легче и увереннее.

3. Предоставить ему разные круги общения, где он мог бы найти друзей, что называется, «по душе». Ведь как часто бывает, когда дети «дружат» с теми, с кем на самом деле они совершенно разные и противоположные. Даже с теми, кто им вовсе не нравится или причиняет неприятности, обижает их. Это происходит от безысходности, когда потребность в общении, присущая каждому человеку, у ребенка есть, а общаться не с кем. Очень важно, чтобы ребенок по возможности посещал не только школу, но еще имел возможность общаться где-то еще. Для этого идеально подходят различные кружки или секции. Важно расширять круг общения маленького человечка, чтобы он не ограничивался двумя-тремя десятками его одноклассников, с которыми по случайному недоразумению могут отношения и не сложится изначально. И если ребенок, который привык общаться много и с разными людьми, легко это переживет, т.к. компенсирует недостаток взаимопонимания с одноклассниками на занятиях бальными танцами или единоборствами, то тот, для которого его класс – единственная среда общения, воспримет себя самого как изгоя, а ситуацию - как настоящую трагедию. Более того спокойствие самого ребенка в сложившейся ситуации в классе, почти наверняка заставит сверстников переменить к нему отношение в лучшую сторону. Ведь любой человек, принимающий самого себя, не суетящийся по поводу впечатления, которое он производит на окружающих, способный в случае неудачи прекрасно общаться где-то еще, просто не может не вызывать симпатии.

4. Сделать свой дом открытым для друзей. Чтобы ребенок рос дружелюбным общительным и открытым человеком, родителям хорошо бы и самим уметь находить время для общения. Если не с друзьями, так хотя бы с самыми близкими родственниками или соседями. Вместо того чтобы проводить свой досуг перед телевизором, лишний раз зайти в гости к соседке или позвать на ужин сестру с детьми. Если это не всегда возможно по причине занятости (что сплошь и рядом в наше время), то как минимум надо создать условия в доме для ребенка, предполагающие, что в этот дом будут приходить его друзья, и им будет, чем заняться. Важно, чтобы дом был уютным, чистым, чтобы у ребенка была, если не своя комната, то хотя бы свой уголок. Чтобы родители с уважением относились к его интересам. Детям нравится, когда есть, что рассмотреть, во что поиграть, чтобы всё это можно было трогать руками, немножко пошуметь и создать ту суету и беспорядок, которые так не любят родители. Но тут уж надо выбирать – или не мешать ребенку, выстраивать свои первые дружеские отношения с ровесниками, или трепетно хранить чистоту и тишину в доме.

5. Соблюдать режим сна и отдыха. Иногда именно недостаток сна делает человека вялым и мечтающим лишь добраться до подушки. Хронический недосып взрослых, которые ни за что не променяют единственный выходной на диване на встречу с друзьями очень схож и с состоянием ребенка, для которого школа – его работа, а одноклассники – коллеги. И слишком утомляясь в школе, зачастую из-за того, что он не успевает выспаться ночью, приводит к тому, что школьник не хочет видеть своих одноклассников не только в школе, но и за ее пределами. Он вообще желает отвлечься от школьных мыслей. Такой недосып в детском возрасте приводит к накапливающемуся стрессу. Ребенок становится нервным, плаксивым, апатичным. А эти факторы и провоцируют реальное и закрепляющееся за ним положение изгоя или в лучшем случае незаметного тихони. Надо во что бы то ни стало укладывать ребенка спать во время. Не всем детям хватает 8-9 часового сна. Это связано с определенными скачками роста.

Время от времени на детей нападает сонливость, не связанная с состоянием здоровья, а лишь сигнализирующая, что ребенок в этот период интенсивно растет, вытягивается и ему надо больше времени для сна. Если ребенку надо 11-12 часов, пусть это не пугает родителей. Всегда так не будет. И вместо того, чтобы укорять его – «всю жизнь проспишь!»- и называть его соней, лучше уложить спать пораньше (в 20.00, а то и в 19.00). Родители же часто укладывают детей спать, когда и сами уже валятся с ног, забывая о том, что детям нужно куда больше времени на сон. Ребенок может отдыхать после обеда. Для этого надо затемнить свет в комнате, задернуть шторы, выключить телевизор, погладить его по голове. Можно оставить детское радио, аудиокнигу или тихую приятную музыку. Ничто не должно нарушать детский сон. Запоздниться с выполнением домашних заданий можно раз в неделю, а в остальное время – укладывать ребенка спать в одно и то же время. Что-то можно доделать утром, что-то не сделать вовсе. Но не пытаться сделать из своего чада отличника за счет его здоровья и вообще желания жить. А ведь именно так недостаток сна влияет на психику. Человек проживает день как бы на автопилоте. Ждет, когда же он закончится. А еще и «уроки дома делать» и снова до поздней ночи. И так изо дня в день.

Иногда не зазорным будет и вовсе отпросить ребенка на день-два, если с ним твориться что-то неладное – все выпадает из рук, он постоянно плачет, ничего не хочет и на лицо – переутомление и недосып. Конечно, чаще с этим сталкиваются дети, посещающие продленку, когда возможности прилечь и отдохнуть днем, у них нет, а также старшеклассники, не справляющиеся с объемом учебного материала. Но зачем доводить проблему до масштабов, когда ребенок начнет болеть и, все равно, придется искать возможность, чтобы оставить его дома на пару дней, если проще предотвратить и не доводить до этого.

Читайте также

Оставить комментарий:

Вопрос: Несъедобная часть бублика.