»

Ребенок-потребитель. Как перевоспитать маленького алчного "монстра"

Домик для Барби, конфетки в красивых ярких упаковках, машинки, жвачки – кажется, что ребенка интересуют только новые и новые приобретения. А игры с самодельными игрушками из спичечных коробков, веревочек, ниточек и палочек, тряпок или бумаги, конструктором и пластилином канули в Лету.

Ребенок не способен развлечь себя сам и ищет новых эмоций, радости только от покупок. А дальше больше. Если 3-летка вполне удовлетворяется новой машинкой или куклой, то 8-летний просит новый смартфон, айпад или ноутбук. Запросы растут быстрее, чем сам ребенок, заставляя родителей впадать в глубокие раздумья о дальнейшей судьбе своего алчного чада и скудеющего день ото дня кошелька.

Ошибка родителей часто в том, что они сами потакают изначально капризам своего ребенка, начиная с той поры, пока он еще совсем малыш. Ведь это так умиляет, когда 2-летний карапуз тычет пухлым пальчиком в витрину какой-нибудь палатки на улице или на полочку в магазине, где красуется яркая машинка или еще какая-нибудь мелочь. Часто родителям не составляет труда порадовать своего ребенка и тут же купить ему эту обычно недорогую игрушку. И в этом нет ничего предосудительного. Нет ничего прекрасней этих щемящих душу моментов, когда восхищенный малыш, сжав в ручках свое «сокровище», улыбается и делится эмоциями: «биби, масина биби». Отцы часто и вовсе не умеют отказывать детям, и любая прогулка с папой почти всегда заканчивается новым приобретением для ребенка.

Проблема возникает не тогда, когда ребенку периодически что-то покупают, а когда ему покупают почти все и всегда, и он ни в чем не знает отказа. Хотя тут же следует отметить, что ситуация, когда не покупают ничего и никогда – не лучше, а то и хуже предыдущей. Поскольку формирует у ребенка жадность, комплекс неудачника, акцент внимания исключительно на материальной стороне жизни. Но, пожалуй, такая ситуация встречается в наше время гораздо реже даже в семьях с весьма скромным доходом. Чаще родители покупают своим малышам массу ненужных вещей и игрушек, вредных продуктов в ярких упаковках. А, став подростками, прежние малыши требуют брендовую одежду и каждый месяц меняют мобильный телефон только потому, что появилась еще какая-то наимоднейшая модель, пытаются заставить родителей скупать им все, что представляет из себя предметы престижа и модные новинки, а на ровесников, которые не могут себе этого позволить, смотрят, как на людей второго сорта.

Важно не поддаваться на провокации маленького человечка только для того, чтобы он не устроил очередную истерику в магазине или не изводил своим нытьем все семейство.

Многие родители, бабушки и дедушки просто не выдерживают эти сцены и готовы на всё, лишь бы не сгорать со стыда за свое чадо. Не надо обращать внимание на утешающих ненасытное маленькое "чудовище" невольных зрителей этого импровизированного спектакля. Чаще назойливо и ни к месту утешают чужих детей, и лезут с нравоучениями к их мамам люди, у которых или детей нет, или они никак не дождутся внуков, или их к ним не допускают. Или же вовсе тотально одинокие, которым просто хочется с кем-то заговорить. Человек, который от души «навоспитывался» дома и столкнулся с теми же проблемами, вряд ли с энтузиазмом будет делать это где-то еще. Большинство людей прекрасно знакомы с подобными ситуациями и пройдут мимо, улыбнувшись, слегка сочувствуя, но в любом случае с пониманием. Вряд ли даже кто-то из них сделает, так пугающие родителей, выводы о «невоспитанности» их чада или «жестокосердии и жадности» мамочки или папочки.

Идеальный вариант при истериках ребенка в магазине – тут же покидать это место, давая ему понять, что теперь, помимо приглянувшейся игрушки, он не получит даже шоколадку или чупа-чупс у кассы. Вообще ничего. Многих детей это приводит в чувство. Однако это не всегда возможный способ разрешения конфликта с ребенком, ведь надо купить продукты или какие-то необходимые вещи, а приходится все бросать и уходить. Можно, зная манеру ребенка устраивать сцены в магазине, ходить туда с кем-то из близких или друзей, чтобы в случае чего кто-то мог вывести разбушевавшееся чадо из магазина, внушая ему, что в общественном месте так вести себя неприемлемо.

Не обращать внимания на истерики ребенка – тоже метод, но он допустим в окружении людей, которые с пониманием относятся к таким воспитательным мерам – в кругу родственников и людей близких. Усталые после работы люди в магазине, старушки, по причине возраста и болезней или люди, которые мало сталкивались с детьми и их проблемами, вряд ли оценят эти манипуляции. В конце концов, нужно уважать и чувства окружающих людей. Но если возможности у мамы удалиться нет, и нет сил как-то воздействовать на ребенка, в любом случае, правда на ее стороне – окружающие всегда могут удалиться от «раздражающего фактора» и не слышать детские вопли.

Материальное поощрение как метод воспитания, выражения любви нельзя использовать слишком активно. Иногда ребенок нуждается в том, чтобы его просто обняли, почитали ему книгу, но «заботливый» усталый родитель отмахивается от него новой игрушкой, жвачкой или Playstation. Обещать ребенку что-то купить для того, чтобы он убрал комнату, выучил уроки или почистил зубы - приводящий в тупик, способ воспитания. При подобном подходе ребенок перестает ценить заботу и любовь родителей. В последствие и во взрослой жизни он будет искать счастье и радость только в материальном. А этого заведомо нереально достичь. За покупкой новой обновки будет новая машина, потом очередная «игрушка», но чувство удовлетворения так и не придет. Вся жизнь будет напоминать гонку за материальными благами. Вместо того, чтобы выстраивать доверительные отношения с людьми, человек будет пытаться от них «откупиться». Но покупка любви – сомнительное предприятие, а счастье, как ни банально это звучит, действительно внутри нас.

Очень важно научить ребенка получать радость не только от потребления, но и от созидания, от способности что-то творить своими руками, помогать другим, любить, оберегать, защищать, восхищаться и восхищать.

Для этого можно попробовать каждый вечер уделять своему детищу хотя бы 20 минут личного внимания. Выключить телевизор, отложить все дела. Времени часто не хватает, но разве ребенок не заслужил этих 20 минут, потраченных только на него? Можно почитать вместе с ним, полепить из пластилина, порисовать, пофантазировать, что-то построить из конструктора или собрать запылившуюся на полке железную дорогу.

Ведь и старые игрушки кажутся особенными, если играть в них вместе с мамой или папой, братишкой или сестренкой. Можно привлечь ребенка к приготовлению торжественного ужина «для папы», попросив его сделать что-то необременительное, но эстетически приятное, с чем бы он справился – что-то слепить из теста или украсить.

Если ребенок уже не первый месяц умоляет родителей купить слишком дорогую игрушку, можно предложить ему альтернативный вариант подешевле. Постоянно отказывать, имея на самом деле возможность купить гораздо больше, чем он просит, тоже плохо. Излишняя принципиальность родителей сделает его агрессивным, лишит доверия к родителям. У него возникнет чувство, что его не понимают, ведь на себя то они не скупятся.

Иногда можно просто объяснить, почему покупка откладывается, чем категорически отказывать, а ребенку-школьнику предложить копить на понравившуюся вещь самостоятельно, откладывая те суммы денег, которые родители способны ему давать ежемесячно.

Материальные вещи для детей часто важны еще и потому, что помогают выстраивать отношения в детском коллективе. Вещи – как повод для коммуникации. С помощью игрушек, красивой одежды легче находить общие темы и точки соприкосновения для дружбы и общения. Это не всегда плохо.

Но стоит объяснять ребенку, что деньги просто так не даются и не падают с неба. Это затраченное время, энергия или же сделка с собственной совестью. Ничего не бывает просто так, и поэтому завидовать никому не стоит – где-то прибыло, но где-то тут же убыло. Даже свалившееся наследство или клад не принесут счастья, если человек жадный, глупый и злой. Очень важно найти тот баланс, когда зарабатывая достаточное количество денег, успеваешь при этом уделять внимание и время своим близким, своему собственному развитию. Иначе говоря, жить!

Жить, имея только необходимое, весьма некомфортно даже взрослому человеку, не помешанному на брендах и том, что подумают о нем окружающие. Что уж говорить о детях. Даже проявлять характер в детском саду, внушая таким же ровесникам малышам, что красиво рисовать – «круче», чем иметь новую машинку, проще, когда эта кукла или машинка уже есть. Это гораздо убедительнее. Ведь и родители этих малышей предпочитают, если уж плакать, то в собственном авто, а не в автобусе, каким бы красивым и большим он ни был.
Фото: www.detsko.com

Читайте также

Оставить комментарий:

Вопрос: Что можно увидеть с закрытыми глазами?